Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
В соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» доступной средой МБОУ «Первоманская СШ» определяются:
- цели обеспечения доступности для обучающихся с ОВЗ, в том числе и для детей-инвалидов объектов и услуг;
- перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности.
Целью организации доступной среды является поэтапное повышение с учетом финансовых возможностей уровня доступности для лиц с ОВЗ к объекту и предоставляемым на нем услугам в сфере образования.
Задачи реализации:
- Создать условия доступности к объекту МБОУ «Первоманская СШ» и предоставляемым услугам для детей с ОВЗ.
- Оказать необходимую помощь в пределах полномочий образовательного учреждения.
- Определить показатели, позволяющие оценивать степень доступности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов объекта и услуг данного учреждения.
- Оснащать объект приспособлениями, средствами и источниками информации.
- Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности с соблюдением охраны и укрепления физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
Для достижения заявленных целей и задач в рамках реализации доступной среды МБОУ проведен ряд мероприятий:
- создание условий доступности к объекту и предоставляемым услугам;
- оснащение объекта приспособлениями и средствами для достижения образования обучающимися с ОВЗ.
При организации доступной среды МБОУ «Первоманская СШ» предусмотрено создание необходимых условий для решения основных проблем с обеспечением для обучающихся с ОВЗ беспрепятственного доступа к объекту и услугам, в том числе:
- принятие МБОУ «Первоманская СШ» нормативных правовых документов, обеспечивающих соблюдение установленных законодательством Российской Федерации условий доступности объекта и услуг для обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;
- организация работы по обеспечению предоставления услуг обучающимся с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам;
- расширение перечня оказываемых услуг, доступных для лиц с ограниченными возможностями, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
- предоставление обучающимся с ОВЗ образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в МБОУ «Первоманская СШ»;
- обеспечение доступности здания МБОУ «Первоманская СШ» для инвалидов установлением на основном входе перил и пандуса, двойных широких дверей без порогов;
- наличие помещений здания учреждения, к которым обеспечен доступ в оказании услуг обучающимся с ОВЗ, в том числе и детям-инвалидам;
- оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читальной зоны и учебных кабинетов с доступом в Интернет;
- оснащение кабинетов лабораторно-учебным оборудованием и наглядными пособиями, со свободными проходами для передвижения, без порогов у входа;
- оборудование помещения библиотеки свободной площадью для рабочей зоны, медиатеки, наличием читальных мест со свободными проходами для передвижения, без порогов у входа;
- оснащение компьютерного кабинета техническими средствами с открытым доступом в Интернет для индивидуального и коллективного пользования;
- организация качественного бесплатного горячего двухразового питания для обучающихся с ОВЗ в специально оборудованном помещении для приема пищи со свободными проходами и доступной площадью;
- оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда;
- оснащение спортивного зала специализированным оборудованием и тренажёрами для занятий ЛФК;
- оборудование рабочих мест в кабинетах технологии;
- организация отдыха между учебными занятиями и включение дополнительных физминуток для отдыха во время учебной деятельности;
- организация и проведение курсов повышения квалификации работников, обеспечивающих предоставление образовательных услуг обучающимся с ОВЗ.
С целью создания единой комфортной образовательной среды в рамках доступной среды организована консультативная служба для родителей «ЛогПочтамт», которая включила в себя деятельность по следующим направлениям:
- онлайн-консультирование;
- тренинги;
- папки-передвижки;
- рубрика «Родительское образование»;
- рассылка информационных баннеров.